Чин прощения.

Благочинный Даниловского Благочиния протоиерей Олег Воробьев совершил Чин Прощения 26 февраля 2017 года. В богослужении принимали участие клирики храма Живоначальной Троицы иерей Петр Ткачук, иерей Антоний Старунов.

В это вос­кре­се­нье в мо­лит­вах и пес­но­пе­ни­ях Цер­ковь вспо­ми­на­ет гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей, про­ис­шед­шее по при­чине недо­ве­рия к сло­вам Со­зда­те­ля и невоз­дер­жа­ния. Это – об­раз гор­ды­ни и тём­но­го бун­та свое­во­лия, при­вед­ше­го к раз­ру­ше­нию пер­во­на­чаль­ной гар­мо­нии («из­гна­нию из рая»). Все мы в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни за­ра­же­ны неду­гом лож­но­го са­мо­утвер­жде­ния, озна­ча­ю­ще­го на де­ле лишь пле­нён­ность че­ло­ве­ка низ­ши­ми ир­ра­цио­наль­ны­ми сти­хи­я­ми, неспо­соб­ность кри­ти­че­ски по­смот­реть на се­бя со сто­ро­ны. Че­ло­век на­чи­на­ет жить по при­род­но­му за­ко­ну по­жи­ра­ния силь­ны­ми сла­бых, от­ка­зы­ва­ясь от зва­ния homo sapiens. Мы с гру­стью на­блю­да­ем это во­круг се­бя. Воз­дер­жи­ва­ясь на вре­мя от жи­вот­ной пи­щи (ес­ли поз­во­ля­ет здо­ро­вье и род за­ня­тий: для нас нет де­ле­ния на «чи­стую» (ко­шер­ную) и «нечи­стую пи­щу»), хри­сти­а­нин со­зна­тель­но про­ти­вит­ся это­му страш­но­му за­ко­ну, утвер­ждая свою неза­ви­си­мость от физио­ло­ги­че­ских ин­стинк­тов и уде­ляя боль­ше вре­ме­ни нрав­ствен­но­му и ин­тел­лек­ту­аль­но­му со­вер­шен­ство­ва­нию. В этом – а не в «раз­гру­зоч­ном из­ме­не­нии зим­не­го ра­ци­о­на» – смысл Ве­ли­ко­го по­ста.

Дру­гое на­зва­ние это­го вос­кре­се­нья – про­щё­ное. За бо­го­слу­же­ни­ем чи­та­ет­ся еван­гель­ское по­уче­ние о бес­смыс­лен­но­сти на­чи­нать де­ло лич­но­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, не при­ми­рив­шись ра­нее с ближ­ни­ми. Кро­ме то­го, у древ­них па­ле­стин­ских мо­на­хов из лав­ры Свя­то­го Сав­вы су­ще­ство­вал обы­чай рас­хо­дить­ся в этот день по Иудей­ской пу­стыне (и да­же ухо­дить за Иор­дан) и про­во­дить пост по­оди­ноч­ке, со­би­ра­ясь вме­сте в мо­на­сты­ре к празд­ни­ку Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим. Пе­ред рас­ста­ва­ни­ем они за­ра­нее ис­пра­ши­ва­ли друг у дру­га про­ще­ния, по­то­му что ни­кто не знал – вер­нет­ся ли он жи­вым (в то вре­мя там ещё во­ди­лись львы, под­сте­ре­га­ли их и дру­гие опас­но­сти).

В па­мять этой пси­хо­ло­ги­че­ски ге­ни­аль­ной тра­ди­ции в на­ших хра­мах ве­че­ром (ино­гда, ра­ди удоб­ства, сра­зу по­сле Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный и по­учи­тель­ный Чин про­ще­ния, ко­гда свя­щен­ник про­сит при­хо­жан про­стить ему при­чи­нен­ные им воль­ные или неволь­ные оби­ды, ста­но­вясь при этом на ко­ле­ни и де­лая зем­ной по­клон. Лю­ди сна­ча­ла про­сят у него от­вет­но­го про­ще­ния, а за­тем – друг у дру­га и це­лу­ют­ся в знак при­ми­ре­ния.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *